След первой известной нам рекламы остался в веках. В Древнем Египте на стенах зданий (и даже храмов) торговцы для привлечения покупателей высекали схематические изображения, практически «прарекламу». В Древней Греции и Риме выпускались печатные объявления, информировавшме своих читателей, кто, что и где продает.
Пришли Средние века, темное время. Реклама тогда была, но крайне ограниченная: над дверью в мастерскую башмачника был нарисован башмак, над входом в булочную — каравай или булка, и так далее. Можно было сориентироваться на местности и быстро найти нужное заведение.
Правда, например, в России у входа в разные лавочки ходили «зазывалы», которые иногда буквально затаскивали прохожих в свое заведение, уговаривая купить то или это. Уличные торговцы, расхваливая свой товар, орали во все горло, оповещая о том, как горячи их калачи или какая замечательная на их лотке бижутерия — бусики, браслетики, булавочки
Но по-настоящему реклама появилась, когда появились печатные станки, а затем — газеты. Уже начиная с 1630-х годов во французских газетах начинают печатать платные рекламные объявления.
Первым рекламщиком Европы был француз Теофраст Ренодо. Вообще-то, он был врачом, но в 1630 г. открыл контору, которая занялась печатью частных рекламных объявлений о покупке, розыске и продаже чего-либо в Gazett. Разрешение на такую деятельность давал сам Ришелье!
Для повышения рентабельности и дабы появилась возможность снизить цену на газету, Эмиль де Жирарден, редактор парижской газеты La Presse, первым начал печатать в своей газете платную рекламу.
В Англии рекламные заметки появились в лондонских газетах примерно с 1650 года, а в 1666 году Лондонская газета начала печатать отдельное рекламное приложение.
В 1704 году в Бостоне начали печатать газету рекламных объявлений The Boston News Letter. А в 1729 году в Пенсильвании Бенджамин Франклин в своей «Пенсильванской газете» печатал очень много рекламных объявлений. Именно с ним связывают первый этап развития рекламы сначала в английских колониях в Америке, а затем и в США.
Первая фотореклама появилась в газете в 1839 году. Это была реклама кукурузных хлопьев. Вообще XIX век — век появления «почти современной» рекламы. Кроме рекламных объявлений в газетах, появились билборды (рекламные щиты) и афишные тумбы на улицах. Появились и каталоги товаров для заказа по почте. Ведь если человек не идет в магазин за покупками, то магазин ради прибыли готов сам прийти к человеку.
1 мая 1880 года в Техасе (США) родился человек, которого в наше время называют «отцом современной рекламы». Звали его Альберт Ласкер. При этом на свет он появился во Фрайбурге (Германия). Его отец не слишком доверял тогдашней американской медицине и предпочел, чтобы жена рожала в стране, откуда они эмигрировали в Новый Свет.
Детство Альберт провел в Техасе. В ранней молодости попробовал себя и в журналистике, и в политических компаниях. В возрасте 18 лет, в 1898 году, он переехал в Чикаго, где начал заниматься рекламой. Именно он предложил отойти от существовавших тогда стандартов — от простого описания услуги или товара, начав предлагать читателю «нечто изумительное», упирая на то, как «оно» полезно для быта и жизни, как красиво и элегантно и как жизнь без «него» скучна и пресна.
Для Wilson Ear Drum Company Альберт Ласкер предложил рекламу «нового типа» — не просто перечисление полезности продукции компании, а такую, где текст и картинка задевали читателя, заставляя мечтать об этой продукции. Продажи компании сильно выросли, талант Альберта Ласкера признали в бизнесе.
Реклама, сделанная молодым новатором, била по эмоциям и намекала на тайные желания читателей. Войдя в рекламный бизнес в 1898 году, в 1903 году Ласкер стал партнером, а в 1912-м — единоличным хозяином фирмы.
Когда Альберт работал на фирму Lucky Strike, его реклама удвоила продажи. Потому что он сумел уговорить начать курить женщин, которые до этого в США почти не курили. А ведь достаточно было намекнуть, что курение позволяет снизить вес… И американки массово начали курить.
Когда в быт американцев вошли постоянные радиотрансляции, Ласкер занял и это поле. По некоторым данным, именно он находился у истоков создания так называемых «мыльных опер».
Ласкер заставил американцев пить апельсиновый сок! Когда владельцы апельсиновых плантаций, из-за падения спроса на их продукцию, начали вырубать деревья, он организовал рекламу апельсинового сока. При этом потребление апельсинов и сока увеличилось настолько, что вместо вырубки деревьев владельцы плантаций начали сажать новые и строить цеха по производству апельсинового сока длительного хранения.
Вплоть до 1948 года Альберт Ласкер был капитаном рекламной индустрии США, задавая все новые и новые направления креативной рекламы.
А в конце 1940-х, начале 1950-х в мир пришло телевидение и возникла телереклама. Но это уже совсем другая история.