Во-первых, в годовалом возрасте появляются первые простые слова: мама, папа, баба, дай, иди, ляля. Таких слов в лексике малыша должно быть около 10. К двум годам должны появиться короткие фразы: дай пить, киса сидит.
Во-вторых, ребёнок должен понимать обращенную к нему речь родителей (взрослых), знать названия своих игрушек, предметов в комнате, животных, выполнять простые инструкции: дай мячик, пойдём гулять, сними шапку.
Это в идеале. Но, конечно же, не у всех речевое развитие идет строго в рамках нормы. Всё чаще у детей не появляется речь даже к трём годам.
Причины задержки речи могут быть как физиологические (биологические), так и социальные.
Физиологические причины связаны со здоровьем ребёнка и проявляются также в его общем развитии. Это могут быть:
- поражение головного мозга или незрелость его отдельных частей;
- нарушение слуха;
- нарушение зрения;
- неврологические заболевания различной этимологии (перинатального, натального или постнатального периода);
- болезни в раннем детстве;
- наследственность.
А также очень высокий процент детей не начинает вовремя говорить по социальным причинам. К ним относятся:
- педагогическая запущенность;
- отсутствие у ребёнка необходимости выражать свои желания словами (родители понимают его с полуслова);
- психологическая травма;
- негармоничные условия воспитания;
- билингвизм (в семье разговаривают на двух языках).
Конечно, у каждого ребёнка индивидуальный темп развития, и речевого в том числе. И чем раньше обратиться к решению проблемы задержки речи, тем легче откорректировать речевое развитие малыша. Но не все родители вовремя обращаются к специалистам, надеясь, что еще немного — и малыш заговорит.
Если причина задержки речи биологического характера, то без помощи специалиста не обойтись. Но в последнее время очень много неговоряшек без физиологических патологий. И зрение, и слух, и созревание мозга в пределах нормы, а ребёнок не говорит.
В таком случае следует обратить внимание на условия для развития ребёнка в семье. Для этого достаточно ответить на простые, но важные вопросы.
- Как часто взрослые разговаривают с ребёнком? Насколько доброжелательно?
- Сколько времени ребёнок смотрит телевизор или в гаджеты?
- Какая эмоциональная атмосфера в семье?
- Кричат ли на ребёнка?
- Ругают ли его за ошибки?
- Сразу ли родители понимают жесты и выполняют желания ребёнка?
Все эти факторы непосредственно влияют на развитие речи ребёнка и его развитие в целом.
Если атмосфера в семье располагает к речи, нет наследственности (например, папа поздно заговорил), а у малыша в 1 год не появились первые слова или ему больше 2 лет, а ребёнок все равно молчит, то не стоит терять драгоценное время, необходимо обратиться к специалистам. Сначала сходить к логопеду на консультацию, и он подскажет, куда пойти дальше.
Ведь хорошая речь — это залог гармонично развитой личности и фундамент для достижения успеха в будущем. О чем мечтают для своих детей все родители.