И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…
Но давайте начнём с некоторых событий, приведших к такому нехорошему результату.
Вот иллюстрация на шестую главу Книги Бытия:
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
Вначале XIX век, с его классицизмом, картинностью, выразительными позами:
А это, для сравнения, средневековая фреска на тот же, довольно редкий, сюжет.
Лично вам что больше нравится?
А после был Потоп. Нет, вначале:
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
А вот после… впрочем, тоже не сразу. Ведь требовалось еще Ковчег построить, а это заняло около ста лет.
И Ной, согласно полученным от Господа инструкциям, приступает к строительству.
Причем на некоторых изображениях, особенно вначале, он работает собственноручно. Нет, это иллюстрация, XIX века, но все же, если следовать тексту буквально, Господь велел Ною построить ковчег, а не нанять подрядчиков.
И вот Ной собственноручно плотничает.
Однако на большинстве изображений Ной руководит бригадой. Обратите внимание, насколько он здесь крупнее всех остальных. Не перепутаешь, кто главный!
Это нормально для изображений святых и вообще иллюстраций на тему священной истории: статус и размер фигуры здесь могут коррелировать.
Или это просто строители? Поскольку не факт, что Ноев Ковчег был кораблём.
Наверное, все читали или слышали, что в районе горы Арарат находили… нет, не ковчег, конечно. Что на аэрофотоснимках вроде бы обнаруживали нечто, формой похожее на большой корабль. Вот только в Писании не сказано, что Ковчег, если доверять библейскому описанию (а если ему не доверять, то как-то странно вообще искать Ковчег) — это корабль.
Длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].
И его долгое время изображают в виде скорее дома, ящика, короба. Трехъярусного, размерами примерно 135 на 23 метра. Иногда изображавшегося вот такой, круглой формы.
Здесь такой же Ковчег — если я правильно понимаю, это снова «комикс», то есть история Ноя в развитии.
И ещё Ной со вполне узнаваемый атрибутом… ну или теперь узнаваемым, когда мы знаем, что Ковчег — это не всегда корабль.
Черты корабля он приобретает постепенно. А теперь большинство из нас чётко ассоциируют Ковчег с большим кораблём. И в рассказах об очередном якобы найденном Ковчеге обычно фигурирует корабль.
Вот на этой миниатюре промежуточный вариант: дом-ковчег установлен на корабле. Кстати, и здесь Ной почти вдвое превосходит размерами своих подчинённых кораблестроителей.
Постройка Ковчега заняла… Почему-то в популярных статьях (и в Википедии тоже) упорно фигурируют 120 лет.
Но в шестой главе книги Бытия отмечены 500-летие Ноя, когда (или после чего) у него родились сыновья и его 600-летие, когда на Землю пришёл Потоп.
Но ведь не факт, что строительство Ковчега следует отсчитывать от Ноевого 500-летия или от рождения его сыновей.
Но есть в Книге Бытия такая привязка:
…жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять [565] лет.
В скобках — то, что в Синодальный перевод взято из Септуагинты. Но Ламех, отец Ноя, не дожил до Потопа. И не факт, что дожил до начала постройки Ковчега.
И если допустить, что о предстоящей катастрофе Ной узнал после смерти отца, то постройка Ковчега заняла не больше 35 лет. А может, и не больше 5-ти. Так получается…
Как известно, Ной загрузил в свое судно «каждой твари по паре».
Точнее, в нашем синодальном переводе сказано: «от всякой плоти по паре».
Вот погрузка пары единорогов… Таких картинок с животными из бестиариев довольно много. И обратите внимание на размеры людей и животных, вот хотя бы замечательных слоников в левом нижнем углу…
В Писании есть и немного иная версия:
всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли (Бытие, 87:2−7:3)
Почему «чистых» больше? А Бог его знает! Может, чтобы в новом мире «чистых» животных было больше. Но и «нечистые» — Божьи создания, «нечистые» они для употребления в пищу. И для жертвоприношений — это, наверное, гораздо важнее. И возможно, «чистых» животных Ною понадобилось больше для жертвоприношения, осуществленного им сразу после того, как они сошли на землю.
Но это было позже, когда все уже закончилось.
Интересно, а авторы, заказчики и зрители многочисленных изображений задумывались над тем, знали ли работники, помогавшие Ною в постройке Ковчега, что их самих на него не возьмут?
В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
То есть бригада лесорубов и плотников в число этих восьмерых явно не вошла. Конечно, они сами могли и не верить в предстоящий Потоп. Или даже не знать о нем. Это Ноя Господь предупредил. А сказал ли тот об этом кому-то, кроме своих близких, в Писании вроде бы не уточняется.
А есть еще предание — неписаное. Про соседа Ноева, по имени Орох.
Был он завистлив и подозрителен. Увидел Орох однажды, что Ной с сыновьями начал строить огромную лодку, и подумал: с чего бы это? Ной, говорят, праведник, Господь любит его. Не иначе, что-то должно случиться. И стал Орох строить такую же лодку. Долго строил, но закончил в срок. И все смеялись над ним и над Ноем. А потом начались дожди. И реки вышли из берегов, и ручьи превратились в потоки. И стала заливать вода жилища. Тогда поняли люди, что Бог прогневался на них, но не было у них сил душевных принять этот гнев как подобает. И бросились они к ковчегам… Но затворил Ной ворота ковчега, и напрасно стучали в них люди. Женщины поднимали детей над волнами и питали надежду, что хоть безвинных младенцев примет праведник Ной. Но был Ной послушен воле Господа. А Орох не вынес плача и мольб — и отворил ворота. Взошли люди на ковчег Ороха, но слишком много их было, и не смог он затворить ворота, не смог выбрать того, перед кем их затворить…
— Значит, мы потомки того праведника… Интересно, спал он спокойно в оставшуюся жизнь?
— Он спал спокойно.
— Тогда, наверное, все, что было потом — это искупление его праведности…
Ну да ладно. Бог нам всем судья. И праотцу Ною тоже.
А вот каким увиделся Потоп Сальвадору Дали. Честно сказать, я не люблю Дали, но мимо этого пройти не мог.
А вот это замечательная миниатюра аж XIII века. Просто-таки авангард, только за 700 лет до авангарда!
И следующая мозаика, по-моему, совсем жуткая. Вода, изливающаяся с неба на живых и уже не живых…
А вот момент, когда Ной выпустил ворона и тот не вернулся. Это означало, что вода отступила, оставив достаточно пищи для падальщика.
А растительноядный голубь вернулся. Ясное дело, суша хотя и освободилась, но вырасти на ней ничего еще не успело. И лишь через неделю, вновь выпущенный, он принес лист (или ветвь) оливы.
Так что голубь — ещё один, помимо Ковчега, атрибут Ноя.
Из этой истории происходит и всем известный современный символ: Голубь Мира.
Ну, а дальше хорошо известная история о том, как Ной вырастил виноград и, переборщив с употреблением горячительного напитка, заснул обнаженным. И стал объектом насмешки увидевшего его в таком виде Хама, одного из своих сыновей.
За что Ной и проклял…
Нет, не Хама, как следует из названия этой картины академика Ивана Ксенофонтова. Потому что в тексте нет проклятия Хама, там Ной проклинает его сына Ханаана.
Есть целый ряд версий, почему Ханаана. Тем более, у Хама были еще сыновья, которым дед не адресовал никаких проклятий.
Так что же, академик исторической живописи допустил неточность? Не совсем.
Эта картина в Интернете действительно фигурирует как «Ной проклинает Хама». Но Иван Ксенофонтов получил Золотую медаль Академии художеств за картину «Ной благословляет сыновей своих Сима и Иафета и отвергает не благословенного им сына Хама». Так что вопросы скорее к нашим современникам, подсократившим название.
Почему Ханаан, а не Хам? Как я уже сказал, версий куча — официальных, исторических и от современных блогеров. Начиная с того, что Хам отца то ли оскопил (детей у Ноя после Потопа, действительно, как бы не отмечено), то ли, извиняюсь, вступил с ним в интимную связь, то ли вступил в оную связь с женой отца.
Но самое простое и без привлечения лишних фантазий объяснение: что Бог благословил Ноя и его сыновей. Так что проклясть Хама, благословленного Господом, Ной не мог.
И да, у нас разговор не о возможной подоплеке тех или иных библейских событий, а о том, как это виделось художникам разных времен. А они упорно изображали именно то, как Хам, смеясь, зовет братьев взглянуть на пьяного отца.
Другой вопрос, что картины, миниатюры и картинки частенько оказывались слишком буквальными и не слишком, на современный взгляд, пристойными. Так что пришлось постараться и поискать что-нибудь приемлемое. Зато персонажей не перепутать…