1923 год, только недавно закончилась Гражданская война, в стране масса проблем, а у правительства находятся время и средства на плановое развитие спорта!
Я на эту выставку не собирался. Но, читая отзывы об актуальных мероприятиях, неожиданно выяснил, что на ней представлена немаленькая подборка работ 1920−30-х годов, причём акцент сделан на творчестве представителей «Общества станковистов» (ОСТ).
Хотя, кажется, у авторов некоторых отзывов это вызвало недоумение: почему именно так? Разве мало в советском изобразительном искусстве уделялось внимания спорту?
Да полно и картин, и скульптур спортивной тематики! В общем, выбор организаторов не всем понятен. Но очень радует, правильный выбор. И в первый подходящий выходной отправился я в Новую Третьяковку.
На входе нас встречает копия нашумевшей в свое время «Девушки в футболке», ставшей одним из символов эпохи.
Вроде бы оригинал (он в Русском музее) не привезли из-за организационных сложностей. Очень жаль, особенно учитывая, что на выставке представлены работы и из региональных музеев и даже из частных собраний (за что отдельное спасибо и организаторам, и владельцам).
Выставка начинается со времен становления советского спорта, с 1920-х годов. И сразу с «тяжёлой артиллерии»: Дейнеки, Пименова, Самохвалова (который рисовал «Метростроевок») и их девушек-спортсменок. С самого начала — мощно и впечатляюще.
Смотрите, какая неожиданная физкультурница!
И вторая ничуть не хуже.
А это уже девушки 1970-х.
Но многочисленные «физкультурницы» — это, скорее всего, обобщенные образы.
На выставке представлена и подборка портретов, живописных и скульптурных, наших известных спортсменов.
И сверхпопулярное тогда каратэ не обошли вниманием.
Ну, а уж хоккей — тем более!
Но это все будет позже, в 70-е, во времена расцвета советского спорта.
А это эскиз панно для Парижской выставки 1937 года, между прочим, получившего тогда Гран-при.
Александр Самохвалов тогда руководил бригадой художников, расписывавших огромный холст 6×6 метров.
Некоторым видам спорта посвящены отдельные разделы выставки. Один из основных — разумеется, футбол. Понятно, почему. Хотя лично я футбол не смотрю и никак не могу понять причины его популярности. Но имеем то, что имеем… Да и на выставку я пришел смотреть не футбол, а красивое.
И здесь нас встречает знаменитая картина Александра Дейнеки «Вратарь».
И рядом — скульптуры Александра Дейнеки, тоже посвященные футболу.
Вот эта, если честно, меня впечатлила! Скульптуры Дейнеки — это лично для меня было неожиданно. А вот его «Вратарь» почему-то меня не впечатлил… может, он слишком растиражирован?
А вот для сравнения — волейбол в изображении нашего знаменитого иллюстратора Владимира Лебедева. На мой дилетантский взгляд, ничем не хуже, хотя, конечно, нарисовано немного позже.
И еще на ту же тему:
В этом же зале, в стороне от прочих работ, висят потрясающие «Футболисты» Юрия Пименова. «Троица», взлетающая в небо вслед за мячом-планетой; двое уже почти там, а третий отрывается от земли, увлекаемый товарищем…
В репродукциях я это, естественно, видел. Но живьем впервые. Если в двух словах, то круто и впечатляюще! Ах да, эта картина еще и довольно большая, и размер тут имеет значение для восприятия.
Но не ОСТом единым… Представлен на выставке и классический соцреализм, причем в том же «футбольном» зале:
А эту помню со школы, из учебников.
Небольшой раздел посвящен вело- и мотоспорту.
Конечно же, особо выделю вот эту замечательную картину первой половины 20-х:
И без комментариев — несколько работ разных лет, от 1930-х до позднего СССР. Просто чтобы составить представление о том, сколько всего разного охватили организаторы выставки.
Как видим, очень разнопланово, и это здорово!
Возле вот этой работы я довольно долго простоял. Это ж надо так динамично изобразить игру в шахматы!
Ну, а это — керамические шахматы самого начала советской истории.
И выбор тематики, наверное, понятен…
И снова Самохвалов и Дейнека, которого на выставке вообще много.
Помимо живописи, в каждом разделе есть некоторое количество скульптур, от работ 1920-х годов…
…включая эскиз знаменитой «Девушки с веслом».
До такой вот пловчихи.
И снова 20−30-е годы. То ли мне живопись того периода особенно нравится, то ли на выставке она действительно преобладает?
А в этой игре, если правильно понимаю, нужно было закатить в ворота или перебросить через перекладину большой и тяжелый мяч.
Изобретение отнюдь не советское. Подозреваю, что особенно привлекательной тут была необходимость коллективных усилий — куда больших, чем в том же футболе.
И массовая физическая культура, которой в СССР с самого начала уделяли повышенное внимание.
А вот еще одна замечательная девушка из 30-х:
Хотя тут, конечно, на вкус и цвет… Вам, возможно, и не понравится. А зайдет что-нибудь другое.