• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Почему трагикомедия — самый «человечный» жанр?

Трагикомедия — жанр любой литературы, обладающий признаками как трагедии, так и комедии. На первый взгляд, это антонимы, абсолютные крайности. Через сериалы, фильмы, игры и книги я попытаюсь доказать, что трагедия и комедия, хоть и являются двумя сторонами одной монеты, все же очень близки, и выясню, почему трагикомедия является самым реалистичным и одновременно самым печальным жанром.

Игра «Одни из нас» (The last of us)

TLOU — бесспорно, одна из лучших игр всех времен. Сюжет прост и понятен. Нам понятны мотивы и мысли персонажей, благодаря этому мы им сочувствуем.

Главный герой — Джоэл, контрабандист, мужчина средних лет, потерявший дочь 20 лет назад (во время начала эпидемии). В абсолютно бездушном окружении он теряет себя, свои чувства, эмоции.

И вот он встречает Элли — четырнадцатилетнюю девочку, очень эмоциональную и позитивную. И да, самое главное, у нее иммунитет. Джоэлу нужно довести девочку до лаборатории через мир, кипящий множеством зомби. И во время этого пути Джоэл учится заново чувствовать, любить и привязываться к кому-либо.

Почему трагикомедия — самый «человечный» жанр?
Обложка игры «The last of us. Part 1»

Сама по себе игра «Одни из нас» очень печальная и трагичная, но эту трагичность разбавляет Элли, постоянно шутя и подкалывая. И тут строится малозаметный контраст. Сейчас объясню.

Лучшее слово, чтобы описать мир The last of us — это пост-апокалипсис. Второе лучшее слово — это безнадежность. Мир потерял смысл, мораль, и скорее всего человечество просто доживает свои последние дни. И тут Элли играет роль этой надежды: в общем (имея иммунитет, благодаря которому можно сделать вакцину), и для игрока (сделав этот мир не таким печальным).

Девиз TLOU: пока есть надежда, есть за что биться. И эту надежду (повторюсь) создает Элли.

Эта игра не относится к жанру трагикомедии, но заметно, что что-то подобное проявляется. Однозначно, что The last of us не был бы The last of us если бы не детский и наивный юмор. После этого можно сделать следующий вывод: без печали позитивные эмоции не такими позитивными будут.

Верно и обратное. Это прекрасно передает нам The last of us и еще один мультсериал (про коня).

Мультсериал «Конь Боджек»

Почему трагикомедия — самый «человечный» жанр?
Кадр из мультсериала «Конь Боджек»

В отличие от прошлого примера, мультсериал «Конь Боджек» с виду кажется простым и смешным. Сами подумайте, антропоморфный конь (и другие животные, которые живут наравне с людьми) является бывшей звездой популярного ситкома. Но все сложнее. Главный герой пытается обрести счастье, стать «хорошим человеком» и исправить все свои ошибки молодости. Надо упомянуть, что Боджек находится в кризисе среднего возраста (правда, этим он не ограничивается). Примерно так выглядит завязка сериала.

В «Конь Боджек» пересекаются куча остроумных шуток, стеба над Голливудом и едкой сатиры с мрачной, философской и трогательной историей человека, потерявшего смысл жизни. Мультсериал кажется очень реалистичным, он постепенно вводит тебя в этот мир, почти ничем не отличающийся от нашего.

Так же, как и в «Одни из нас», Боджек не был бы столь интересным и трогательным без оптимизма (в основном этот оптимизм проявляет мистер Подхвост) и очень остроумных шуток.

Но давайте посмотрим с другой стороны. Сам Боджек, харизматичный, знаменитый актер, который вечно попадает в забавные ситуации, в это же время страдает депрессией. А если быть более точным, то у него ПРЛ (пограничное расстройство личности) — это достаточно серьезный синдром, который характеризуется двумя стадиями в жизни. У человека с таким синдромом нестабильная самооценка, периоды гиперактивности сменяются депрессией, а настроение меняется много раз в день.

Именно ПРЛ проживает Боджек на протяжении всего сериал. Сам по себе этот синдром включает в себя трагикомедию, хоть и в ином смысле. То есть создатели даже на психологическом уровне дали нам понять, что именно трагикомедия является самой близкой к нам и к реальности жанром.

Я искренне считаю, что мультсериал «Конь Боджек» является одним из лучших сериалов в принципе, а может, и лучшим медиа XXI века. Потому что все эти сюжетные линии, интересные авторские ходы, ржачные шутки (он же конь), реализм, в котором вплетены вечные вопросы бытия, и куча других необычных тем, вы больше нигде не увидите. Это по-настоящему новаторское произведение, которое будет жить вечно.

Если не смотрели, желаю приятного просмотра, а я пока расскажу про еще одно «вечное» произведение, с такими же очень интересными темами…

Роман «Мир глазами Гарпа»

Почему трагикомедия — самый «человечный» жанр?
Обложка романа «Мир глазами Гарпа»

В отличие от предыдущих примеров, «Мир глазами Гарпа» не является средством массовой культуры и мало кому известен (в России), хотя этот роман является бестселлером и финалистом национальной премии США.

Джон Ирвинг — автор этого романа, семейной саги, известен по многим своим работам: «Правила Виноделов», «Отель Нью-Гэмпшир» и многие другие произведения. Ирвинг в основном пишет в жанре трагикомедии. И, как вы можете догадаться, «Мир глазами Гарпа» — не исключение.

Главный герой романа — Гарп, незаконнорождённый писатель, сын известной феминистки, имеющий небольшую популярность среди читателей. В книге рассказывается его отношение ко всему миру, к своей семье (жена — Хелен; дети — Дункан, Орен и почти незатронутая Дженни) и многим другим пограничным темам.

На протяжении всей истории Гарп проходит через трудности, известность и семейные драмы. Как-то раз в автоаварии погибает его сын, а другой теряет один глаз. И в этой, наверное, грустной истории как будто что-то не так, как будто мы смотрим на эту историю через необычную призму главного героя.

Важные темы книги — феминизм (хотя год издания 1978) и насилие. Например: в книге присутствуют так называемые джеймсианки — женщины, которые отрезают себе язык в знак поддержки изнасилованной девочки Эллен Джеймс (преступники отрезали ей язык, чтобы она ничего не рассказала), которая, в свою очередь, по сюжету входит в семью Гарпа. Главный герой сильно критикует этих феминисток, особенно после выхода своего самого популярного романа. Собственно говоря, одна из джеймсианок, знакомая ему, убивает Гарпа в конце.

История Гарпа в романе — как шампур с мясом, где не как в обычных книгах рассказывается только о самом мясе, но и о шампуре тоже. То есть роман как будто проходит сквозь жизнь героя, показывая, что было до и после него. Так автор пытается показать второстепенность нашей жизни — то, что после нас мир продолжит существовать.

Мир Гарпа — непонятен, что делать — смеяться или плакать. Вот погибает его сын, а нам забавно описывают, как сам Гарп вылечивается, даже не упомянув о смерти Орена. Получается, что главный вопрос книги: как и кто воспринимает трагедию.

На этот вопрос пытается ответить следующий представитель, а завершу эту главу я цитатой из романа, не требующей комментариев:

Мир комичен для тех, кто думает, а трагичен для тех, кто чувствует.

Фильм «Джокер»

Почему трагикомедия — самый «человечный» жанр?
Кадр из фильма «Джокер»

«Джокер» — специальная карта. Фильм «Джокер» 2019 года оценили не все: в основном критиковали за несостыковку образа героя с другими франшизами. Но фильм можно и даже нужно рассматривать и как самостоятельное произведение, потому что когда нам показывают историю будущего злодея, мы не воспринимаем Джокера как плохого парня-психопата, нет… Скорее как жертву не зависимых от него обстоятельств.

Во всех источниках и онлайн-кинотеатрах фильм смело относят к жанру «драма». Они отчасти правы. Но почему отчасти?

У Артура (настоящее имя Джокера) обнаружены признаки то ли аффективной лабильности, то ли псевдобульбарного синдрома, либо эмоциональной несдержанности. В общем-то, все эти синдромы характеризуются несдержанным и громким смехом (именно у Джокера). На первый взгляд, этот смех появляется в случайной ситуации, но нет, есть определённая последовательность и взаимосвязь его приступов.

Артур смеется, когда мужчины издеваются над девушкой, когда мать отказывает сыну, когда сам он узнает о том, что не был сыном Томаса Уэйна, и когда вспоминает свои школьные годы (скорее всего его там избивали или издевались на ним), выступая со своим стендапом. Основными раздражителями являются несправедливость и какое-либо насилие, будь оно эмоциональное или физическое.

Чувство юмора Джокера отличается от нашего, думаю, никто от его шуток за весь фильм не посмеялся. Ему смешна смерть: он задушил свою мать, застрелил трех парней, убил своего кумира, а в конце прикончил своего врача. И почти после каждого убийства он танцует, как бы завершая свою шутку, перфоманс.

Задушив свою мать, Джокер произносит:

Я думал, что моя жизнь — это трагедия. Теперь я понимаю — это гребаная комедия.

Для Артура его собственная история не драма, это не смешная другим людям шутка. Юмор — субъективен, так же как и печаль. Можно ли из этого сделать вывод, что трагедия и комедия — одно и то же… Однозначно сказать сложно, но одно верно точно: схожесть трагедии и комедии гораздо больше, чем мы представляем.


Трагикомедия — жанр не для всех, порой она слишком жестока и негуманна к зрителю. Не каждый способен воспринимать горькую правду, а именно такую чаще всего демонстрируют в таких произведениях. Но самое главное, что она дает тебе испытать яркие и честные эмоции, тем самым почувствовать себя человеком.

Наша жизнь никогда не будет и не была полностью счастливой или депрессивной, мы находимся либо одновременно, либо поочерёдно в этих фазах. Так давайте лишний раз отвлечемся от всей рутины и почувствуем себя настоящими людьми.

Статья опубликована в выпуске 6.02.2024

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: