• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Роман Э. Л. Войнич «Овод». Кто был прототипом Феличе Ривареса и при чем тут русские революционеры?

В 1897 году вышел роман Э. Л. Войнич «Овод». В книге речь идет об Артуре Бертоне, который участвовал в борьбе против австрийцев, захвативших власть в Италии. Но мало кто знает, что же побудило Войнич к написанию этого романа.

Ответ на этот вопрос можно найти, прочитав книгу Евгении Таратуты «По следам Овода», изданную в 1981 году. Понятно, что автор продвигает революционную идеологию, но ее изыскания стоят того, чтобы ознакомиться с ними подробнее.

Оказывается, одним из факторов, подействовавших на автора романа, было убийство царя Александра II. Ее потрясла сама мысль, что горстка русских людей вышла из подчинения и решилась поднять руку на главу государства. Она пыталась понять, что именно подвигло их на преступление.

Находясь под впечатлением, Войнич изо дня в день собирала информацию о революционном движении в далекой России. Ей все больше хотелось увидеть своими глазами этих смельчаков. Она смогла познакомиться с русскими эмигрантами, которые помогли ей организовать поездку в Россию.

Настал день, когда она отправилась в неизвестность. Приехав в Россию, девушка зарабатывала деньги на проживание, давая уроки английского языка в дворянской семье.

Этель Лилиан Войнич
Этель Лилиан Войнич
Фото: общественное достояние

Постепенно Войнич стала вхожа в революционные круги. Кстати, среди ее новых знакомых была и Зинаида Венгерова, которая позднее перевела роман «Овод» на русский язык. Заслужив доверие, англичанка занималась мелкими поручениями, навещала политических заключенных, носила им передачи. А между делом изучала жизнь в России на месте без прикрас.

Все больше она ужасалась условиями быта простых крестьян, все жарче разгоралось в ней желание выразить пережитое в будущем романе. Революционеры уже считали Войнич за своего товарища.

Еще до приезда в Россию она познакомилась со Степняком-Кравчинским, автором книг «Подпольная Россия» и «Андрей Кожухов». Несомненно, именно последний роман повлиял на образ будущего главного героя — Овода. Даже в сюжете этих книг можно найти общие детали.

Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский
Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский
Фото: общественное достояние

Например, Андрей, как и Овод, был готов на все ради достижения цели, самоотвержен, умел скрывать свои эмоции. В романе Степняка-Кравчинского рассказывается о чудовищном случае в тюрьме, когда привязанный ремнями к койке студент смог разбить керосиновую лампу и пытался себя сжечь. Овод тоже был жестоко связан ремнями.

Андрей Кожухов, как и Овод, был храбр и отважен в деле. Но вот с женщинами оба они были застенчивы и нерешительны, хотя Андрей все же женился на своей соратнице. А самое главное, оба были уверены в своем особом предназначении. Не раздумывая, они пожертвовали собой ради свободы и равенства всех людей.

В книге Степняка-Кравчинского, как и в «Оводе», власти вынесли заговорщикам смертный приговор, проведя следствие и суд на скорую руку, чтобы избежать бунта в городе.

Уверовав в свою миссию — убить царя, Кожухов, не раздумывая, пожертвовал семейным счастьем. Жена простила его и смиренно приняла свою участь быть молодой вдовой.

Сама судьба подыграла Войнич. Она вышла замуж за поляка-революционера Михаила Войнича. Он много рассказывал жене о пережитых ужасах в тюрьме. Однажды ему разрешили свидание с матерью. Какой же ждал его удар, когда в кабинете он увидел ее лежащей на полу в глубоком обмороке. Оказалось, что ей нарочно сказали, что она опоздала и ее сына уже расстреляли.

Эмиль Фриан. «Казнь» (1909), частная коллекция
Эмиль Фриан. «Казнь» (1909), частная коллекция
Фото: общественное достояние

Многое было почерпнуто и из обыденной жизни подпольщиков в России. К примеру, были случаи, когда священники после исповеди без зазрения совести отправлялись в полицию. Овода тоже предал священник, которого через тринадцать лет он убил.
Так же по улицам революционеры передвигались в сопровождении шпиков и проявляли чудеса перевоплощения, чтобы оторваться от слежки.

Страстная речь Овода, произнесенная перед повстанцами, перекликается с мыслями Степняка-Кравчинского, которые он изложил в еще одной своей книге — «Подпольная Россия». В ней он описывает образ настоящего революционера, который будет до конца предан делу, сделает все для спасения собратьев по оружию, а собственную смерть воспримет как награду за хорошо проделанную работу.

Место и время действия романа были связаны с детством Войнич. Случилось так, что ее семье пришлось приютить двух бродяг, воевавших в отряде Гарибальди и бежавших из тюрьмы. Рассказанное ими врезалось в память девочки и повлияло в дальнейшем на ее мировоззрение.

Танкреди Скарпелли. Джузеппе и Анита Гарибальди во время обороны Рима. Иллюстрация к «Истории Италии» Паоло Джудици (1929—1932 годы)
Танкреди Скарпелли. Джузеппе и Анита Гарибальди во время обороны Рима. Иллюстрация к «Истории Италии» Паоло Джудици (1929—1932 годы)
Фото: общественное достояние

Определившись с темой, Войнич отправилась в Италию, где много работала в архивах, изучая информацию об организации «Молодая Италия». И вот в 1897 году в США роман вышел в свет. В России его напечатали в 1898 году в журнале «Мир Божий».

По прошествии долгих лет Войнич опять вернулась к своему герою. Она написала роман «Прерванная дружба» об участии Овода в экспедиции Дюпре. А в книге «Сними обувь твою» рассказывается о прабабке Овода, судьба которой была не менее драматичной. Она отличалась выдержкой, непреклонным характером и невероятным умением скрывать свои эмоции, в чем не откажешь и ее правнуку.

Автор раскрыла читателям тайну происхождения Овода. Один из его предков был работорговцем. Может быть, неосознанное чувство вины за грехи предков подвигло мужчину на путь борьбы за справедливость и равенство всех людей?

Оказалось, что его деда усыновили из бедной рыбацкой семьи, где мать была глубоко набожной женщиной, а отец закоренелым атеистом и тираном. Бабушка Овода умерла после родов. Дочку, будущую мать Овода, воспитывал отец. Девушка выросла абсолютно не приспособленная к жизни, забитая и не умеющая постоять за себя. Из-за бедности ее выдали замуж за старика. Случилось так, что женщину соблазнил падре Монтанелли, который стал отцом Овода.

Глядя на такую смесь характеров, понимаешь каким стальным и выносливым должен был быть Овод. Вот уж точно в нем сочетались лед и пламень.

Таратута, Евгения Александровна
Таратута, Евгения Александровна
Фото: автор неизвестен, на условиях добросовестного использования

В конце книги Евгения Таратута упоминает, что уже в пожилом возрасте Войнич опять планировала вернуться к любимому герою Оводу, решив подробнее рассказать читателям о судьбе его бабушки и матери. Но, к сожалению, писательница так и не успела воплотить свои замыслы в жизнь.

Получается, что иногда бывает очень занятно не только прочесть интересную книгу, но и попытаться понять, кто был прототипом ее героев и каковы истоки сюжета.

Статья опубликована в выпуске 4.03.2024

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: