«Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Но дело в том, что, когда у тебя депрессия, тебе все безразлично. Безразлично потому, что ты теряешь ощущение ценностей. Тебе все равно, чувствуешь ты себя лучше или нет, потому что ты уже не понимаешь, что такое лучше…
Сюжет романа Филипа К. Дика был экранизирован Ридли Скоттом под названием «Бегущий по лезвию». К сожалению, некоторые важные детали оригинала Скотт упустил, поэтому я полностью буду опираться на сюжет книги.
А сюжет такой: Земля покрыта радиоактивной пылью, поэтому люди массово переезжают во внеземные колонии. Но все же некоторые остаются жить на родной планете. Главный герой — Рик Декард, обычный охотник за андроидами, почти не отличимыми от настоящих людей, живет со своей девушкой и мечтает купить себе овцу или другое настоящее животное (овца у него умерла, и Рик купил электроовцу, которая дешевле). Рик получает задание найти и уничтожить андроидов, которые, сбежав с колоний, прилетели Землю, чтобы обрести свободу.
Пожалуй, дальше сполейрить я не буду, эту историю должен увидеть каждый. Для романа с немного триллерной и фантастической атмосферой Филип К. Дик очень классно обыгрывает главные вопросы философии экзистенциализма: «Что значит быть человеком?» и «Как обрести свободу?».
Через роман он показывает несправедливость всего мира. Главный злодей — создатель всех андроидов — остается безнаказанным, и более того, он даже становится чуть ли не богом. Рик, узнав андроидов ближе, понимает, что они «человечнее», ведь, может, именно страсть к воле и свободе делает нас людьми.
Тема чувств и эмоций проходит красной ниткой через весь роман, в конце оставляя жирную точку:
И все потому, что сострадание размывает грань между охотником и добычей, между победой и поражением.
Однозначно «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» стал одним из главных романов жанра киберпанк. Да что уж там, одним из главных романов ХХ века. Я считаю, что экранизация Дени Вильнева «Бегущий по лезвию 2049» является достойным продолжением истории. Фильм продолжает важные темы книги, а также неплохо развивает мотивы — власти и контроля. Мотивы и темы, которые преподносит совсем иным способом другое произведение, в котором тоже главный герой — Рик.
«Рик и Морти»
Послушай, Морти, я не хочу тебя расстраивать, но то, что люди называют любовью — это просто химическая реакция, принуждающая животных размножаться. Поначалу это сильное чувство, Морти, но потом оно медленно слабеет, оставляя тебя в неудавшемся браке без копейки в кармане.
Как несложно догадаться, главные герои мультсериала — Рик, безумный ученый (самый умный человек во Вселенной), нигилист, атеист, алкоголик, в общем, человек непростого характера; и Морти — внук Рика, самый обычный подросток. Так вот, эта пара начинает путешествовать по разным мирам и Вселенным.
При всем этом «Рик и Морти» напичкан разными отсылками, высмеивающими современную культуру и общество. Но в то же время сериал не забывает лишний раз напомнить о том, что все бессмысленно, и иронично посмеяться над зрителем или над самим собой.
Знаете, «Рик и Морти» — это густая смесь «Южного Парка» и «Назад в Будущее». Насчет последнего создатели сериала — Джастин Ройланд и Дэн Хармон — не раз признавались, что «РиМ» является пародией на работу Роберта Земекиса или по крайнее мере таковым задумывался.
Мультсериал пытается в лоб донести людям, что сколько бы вы ни делали, сколько бы ни старались — ничего не изменится. Все, что остается, просто жить: проводить время с теми, кто тебя любит и кого любишь ты, и заниматься любимым делом, несмотря на социальные и общественные нормы.
Хотя и любовь Рик тоже критикует, но временно. Рик критикует власть, государство, религию, мораль, даже семью… и все, что только можно. Но у него не отнять невидимой притягательности.
Я хочу, чтобы у тебя была нормальная жизнь… Но ничего такого не светит, когда объявляется Рик. Всё настоящее становится фальшивым, всё правильное неправильным. Ты знаешь лишь то, что ничего не знаешь. А он знает всё.
Ройланд и Хармон выдали очень противоречивый, вызывающий и неоднозначный перфоманс, который из-за своего самобичевания вечно теряется в метамодернистских шутках, постиронии и бескрайнем сарказме.
Хотя «Рик и Морти» не совсем относится к киберпанку, основные элементы жанра все-таки присутствуют. Только тут вместо стандартной антиутопии — бесконечная Вселенная, которая придает еще больший драматизм.
Киберпанк разбивает границы между реальностью и вымыслом, тем самым показывая сущность человека, его пороки, мысли и настоящие эмоции. Не важно, это история про коллаборацию, контролирующую весь мир с помощью создания клонов, или про обычную семью, посещающую разные планеты, киберпанк все равно пытается докопаться до сути. А машины, роботы и прочие технологии — лишь способ этого добиться.