Большинство этих персонажей (среди них Чапаев, Шерлок Холмс, поручик Ржевский, Штирлиц, Винни-Пух, Чебурашка и Карлсон) родились в советское время, и основной предпосылкой этого было то влияние, которое имели кино (включая мультфильмы) и литература на общество той эпохи.
Развлечений у большинства советских людей (с грустью признаем этот факт) было не так уж и много, поэтому киноленты, в которых прекрасные актеры играли ярких и самобытных персонажей, становились настоящими культурными событиями, на которые не мог не откликнуться фольклор. Разумеется, не была забыта и литература, в первую очередь — русская классика (вспомним знаменитое: «поэт в России больше, чем поэт»).
Хотя основные герои анекдотов (Вовочка не в счет, это отдельная история) пришли в фольклор с большого экрана. Можно вспомнить и немало персонажей, обязанных своим появлением в гораздо большей степени самим литературным произведениям, чем их экранизациям: Раскольников, Анна Каренина, Герасим и Муму, Буратино, Гулливер, Робинзон и Пятница, старик Хоттабыч… Да и «наше все», Александр Сергеевич Пушкин, тоже превратился в героя анекдотов.
Нам некогда читать Пушкина — мы им гордимся!
Ещё Пушкин заметил, что когда кот ходит налево, он обычно при этом всякие сказки рассказывает.
В некоторых случаях киноистоки персонажа очевидны и неоспоримы. Хотя герои Конан-Дойла были популярны у нас задолго до выхода на экраны сериала И. Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», тот факт, что персонажи «Собаки Баскервилей» — сэр Генри и дворецкий Бэрримор (не говоря уже о самом «великом и ужасном» псе и овсянке, которой слуга потчевал хозяина), появляющиеся всего лишь в одном из множества рассказов сэра Артура, стали едва ли не популярнее самого великого сыщика и его друга доктора, говорит о многом.
— Ватсон, дружище, вы приготовили большую клетку, как я вас просил? — спросил Шерлок Холмс.
— Приготовил. Но Холмс, зачем нам эта клетка?
— Помилуйте, Ватсон, мы же джентльмены! Сэр Генри Баскервиль с нами расплатился?
— Расплатился!
— Значит, пора перевозить собаку на другое болото, к другому сэру …
— Что на завтрак, Бэрримор?
— Овсянка, сэр.
— А на обед?
— Овсянка, сэр.
— Ну, а на ужин?
— Котлеты, сэр.
— Вау!!!
— Из овсянки, сэр!!!
В других же случаях остается неясным, откуда были заимствованы те или иные герои фольклора — из фильмов или книг (напомню, что ни комиксов-манга, ни компьютерных игр тогда еще не было). Однако те же Наташа Ростова и Пьер Безухов, фигурирующие в цикле анекдотов про Ржевского как своего рода «антитеза» «брутальному поручику», на мой взгляд, в большей степени литературные, чем киногерои, хотя и являются действующими лицами фильма С. Бондарчука «Война и мир».
Кстати, их фамилии вполне гармонируют. Можно предположить, что предки Наташи были родом из Ростова (Великого, разумеется), а родня поручика — из Ржева. Хотя и на эту тему есть свой «рояль в кустах», то есть анекдот:
Шурочка:
— Поручик, меня интересует ваша родословная. Ваши предки родом из Ржева?
Ржевский:
— Нет, не так-с. Мои предки, Шурочка, часто занимались любовью во ржи-с.
Кстати, это — один из немногих анекдотов, где в качестве партнера Ржевского появляется его партнерша по фильму «Гусарская баллада» кавалерист-девица Шурочка Азарова. Обычно ее место занимает Наташа Ростова… ну, или немолодая жена командира полка или дивизии, питающая слабость к молодому и полному сил поручику.
Наташа Ростова принимает поручика Ржевского. Поручик постоянно роняет приборы, громко чавкает, пролил соус.
Наташа:
— Да, поручик, оказывается, вы не очень-то умелы за столом.
— Видите ли, мадемуазель, стол — это не моя мебель.
Впрочем, дело, конечно, не только в любви к фильмам и литературе. Есть еще один фактор, назовем его «психологическим» или «социально-психологическим». И суть его в том, что российской аудитории нравится «персонифицировать» действующих лиц даже такого «микро-» или нано-жанра литературы, как анекдоты, и поэтому она предпочитает истории про героев, имеющих знакомые образы и собственные имена (в чем причины таких предпочтений — отдельная тема), текстам, в которых действуют безымянные личности.
Подтверждает ли жизнь такой вывод? И да, и нет. Ситуация меняется, и анекдоты, в которых действуют любимые когда-то персонажи, имеющие собственное имя и лицо, забываются, новые же появляются достаточно редко. Что приходит им на смену? Анекдоты со стереотипными героями (мужчина-женщина, шеф-подчиненный, умный-дурак) либо, в лучшем случае, персонажи-маски — новый русский, блондинка, британские ученые.
Блондинка была заимствована из западного юмора. Образ «нового русского» родила сама жизнь (как жизненный типаж, он никуда не исчез, но как герой анекдота — растворился в других персонажах). Британские же ученые возникли как детище придуманной юмористами новой формулы шутки: «ученые» (разумеется, глупые) открыли (изобрели, придумали, доказали) что-то невероятно глупое, бессмысленное или слишком очевидное, а как вариант — совершили действие, которое следует понимать буквально (открыли очередной ящик виски).
Британские ученые доказали, что самое большое количество витаминов содержится в аптеке.
Британские ученые обнаружили у овощей способность к общению друг с другом. Это общение происходит главным образом через социальные сети.
Значит ли это, что «эпоха героев» прошла или, выражаясь высокопарно, канула в лету вместе с «золотым веком» советских анекдотов и то, что мы имеем сейчас — лишь далекие отголоски былого? Как говорится, «однако тенденция» налицо.
И все-таки хочется верить, что все обстоит не так уж тускло и безнадежно. Некоторые герои, в первую очередь — сказочные персонажи, остаются по-прежнему востребованными. Никуда не делся и Вовочка (это персонаж из разряда «вечных»), и даже имена Штирлица и Холмса время от времени мелькают в списках топовых шуток.
Некоторые персонажи современного юмора, как я уже говорил, рождаются на базе типовых формул и шаблонов. Но, как правило, их время скоротечно, потому что сами эти схемы через какое-то время надоедают читателям либо теряют свой потенциал. Пример такого рода — истории про нестандартно воспитанного мальчика (реже — девочку), который вырос и ведет себя так, как его и воспитали — нестандартно, эксцентрично и странно.
Сенсация! В Люберцах был найден мальчик, воспитанный собаками! Интересно, что это единственный воспитанный мальчик в Люберцах.
Найден мальчик, воспитанный телевизором. Там смотреть вообще нечего.
Мальчик, воспитанный стаей сардин, постоянно косячит.
А вот еще один анекдот — про мальчика и девочку. В нем не говорится, кем был воспитан мальчик, но можно предположить, что экстрасенсами или ясновидцами. С девочкой проще — если она и не являлась блондинкой, то была воспитана ею (ими).
Мальчик, который умеет читать мысли, проиграл в покер девочке, которая не умеет думать.
Фабула эта, похоже, быстро надоела аудитории. Любопытно, что часть анекдотов про Штирлица тоже была построена по шаблону, основанному на игре слов.
Штирлиц стрелял вслепую. Слепая испугалась и побежала скачками, но качки быстро отстали.
Штирлиц шел по улице, когда внезапно прямо перед ним что-то упало. Штирлиц поднял глаза. Это были добрые глаза профессора Плейшнера.
К счастью, у темы «про Штирлица» была солидная кино- и литературная основа, поэтому когда анекдоты, смысл которых сводился к игре слов, иссякли, в обиходе появилось много новых, гораздо более смешных шуток, что и позволило герою, что называется, «оставаться на плаву».
Штирлиц пришел на встречу со связным в бар «Элефант» и заказал
водки.
— Водка у нас кончилась еще два дня назад, — извинился бармен.
— Ну, тогда рюмку коньячку.
— Коньячок у нас кончился вчера, — огорченно сказал бармен.
— Ну, а пиво-то есть? — спросил Штирлиц.
— Увы, закончилось сегодня утром, — сказал бармен.
«Значит, связной уже здесь», — подумал Штирлиц…
Причина того, что новые герои, имеющие собственные имена, перестали появляться, и поэтому их место заняли «маски» и персонажи, созданные «по лекалам» заключается, возможно, даже не в том, что мастера культуры потеряли творческий дар и способность рождать литературные и кино-шедевры — в конце концов, персонажами анекдотов могут статьи и герои вполне заурядных произведений, такие как Фантомас, Джеймс Бонд, Человек-паук или, например, робот-пылесос. (На самом деле, уже появляются анекдоты, героями которых становятся умные вещи, сменившие сказочную «скатерть-самобранку», избушку на курьих ножках и сапоги-скороходы, а также некий абстрактный «искусственный интеллект».)
Появились умные телефоны, умные дома, умные часы, но куда-то стали пропадать умные люди.
Робот-пылесос и стиральный автомат вступили в сговор и попросили умный дом сменить код в замках, чтобы хозяева не могли войти и наконец-то наступили чистота и порядок.
Не исключено, что все дело в том, что общество изменилось, и духовная культура, литература, искусство и кино уже не играют той роли в жизни людей, как прежде. Доминируют же материальная культура (умный дом?), потребление, а в сфере развлечения — более примитивные, пусть даже и требующие от людей интерактивности, виды и формы досуга (те же компьютерные игры), что не могло не отразиться и на фольклоре, то есть анекдотах.
И все-таки я не теряю надежд на креативную мощь российского юмора и анекдота и в то, что наши любимые старые герои никуда не исчезнут, а возможно, появятся и какие-нибудь новые — еще более яркие, колоритные и смешные. Во всяком случае, мне хочется в это верить.