Исторический контекст не спрячешь, и заметный человек оставляет «следы» не только в цифровой век, но и за три столетия до него. Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен родился в Боденвердере, но упоминания о нем находят даже в исторических архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Гродно и других городов. А также в Риге, откуда родом была его первая и любимая (в личных пристрастиях реального барона) жена Якобина фон Дунтен — дочь судьи.
Удивительно, но в официальных бумагах, рапортах командованию и письмах барон предстает серьезным человеком. Это легко и документально верифицируется: почти 15 лет службы в русской армии… Тем не менее извилистый жизненный путь барона Мюнхгаузена больше похож на авантюрный роман, чем на карьеру типичного прусского дворянина или сытого бюргера.
Очень может быть, что популярность барона и литературных рассказов о нем связана именно с необычностью его жизненного пути. Впрочем, на родовом гербе Мюнхгаузенов изображен не военный, а монах с посохом и вещевым мешком, из которого символически выглядывает книга.
Памятники
Памятники незабвенному барону есть теперь во многих городах мира, в том числе в России:
- несколько в Москве, в том числе у станции метро «Молодежная» — автор идеи и главный скульптор Андрей Орлов;
- в Ессентуках — пролетающий на ядре барон на крыше одного из домов;
- в Центральном парке Калининграда — открыт в 2005 году, автор Георг Петау, и в том же городе «памятник сапогу барона Мюнхгаузена» 2011 года;
- в Глубоком (Беларусь) — рядом с кладбищем, где похоронены однофамилицы;
- в Гурьевске, в Хмельницком — памятник-фонтан барона на лошади, из которой «лилось»;
- в Братске Иркутской области;
- памятник барону Мюнхгаузену в Ноябрьске, ЯНАО.
И даже этот список далеко не полный. Особенно отрадно констатировать, что много памятников появилось за последние 25 лет. В том числе на просторах России. И, конечно же, в Европе — от родного Мюнхгаузену Боденвердера до Испанского королевства.
Места установки памятников связаны с главным героем по разным основаниям. И если в Ессентуках барон никогда не бывал (но тут живет много почитателей Мюнхгаузена), то в Гродно (Беларусь) барон служил много лет в кирасирском Брауншвейгском полку, и даже командовал ротой почетного караула на границе Российской империи при встрече принцессы Ангальт-Цербстской Софии Августы Фредерики — будущей императрицы Екатерины II. Внимание калининградцев к барону, вероятно, связано с тем, что фон Мюнхгаузен не менее двух раз посещал Кёнигсберг, следуя из Европы в Петербург и обратно.
Любопытно, что есть практические результаты «вторичного возбуждения искусством». Когда в скульптуре увековечивают не самого героя, а артиста, мастерски популяризировавшего образ незабвенного барона. К примеру, такой памятник установлен в Саратове, где живет много почитателей таланта народного артиста СССР Олега Ивановича Янковского. Замечательный сценарий к фильму «Тот самый Мюнхгаузен» написал выдающийся мастер диалогов и художественного слова Григорий Горин.
Сила искусства
Вот она… загадка искусства, в отличие от бытового счастья: благодарные дети могут поставить огромный и дорогой памятник, может быть, даже воздвигнут семейный склеп. Сохранят значимые эпизоды из общения в своей памяти, а может, даже расскажут о них своим детям. Это всё…
Как мы знаем, в наше турбулентное время, даже с учетом возможности оцифровки документов, как в Финляндии, где память предков чтят, а генеалогическое древо составляют и гордятся им… даже с учетом многих возможностей… спроси почти любого — и немногие расскажут верно и подробно о предках. А искусство вечно. И барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен отлично доказал это.
Из журнала «Союзное государство» № 10 за 2014 год с авторством Дмитрия Соколова мы узнаем, что:
…первый автор записанных на бумагу рассказов Мюнхгаузена не известен. Тем не менее три сюжета из его постоянного «репертуара» вошли в книгу графа Рокса Фридриха Линара в 1761 году. Спустя двадцать лет они фигурируют в берлинском альманахе «Путеводитель для веселых людей». В книге не указывается имя рассказчика, составитель сборника лишь ссылается на то, что истории принадлежат известному остроумием г-ну М-г-з-ну, живущему в Г-ре.
А дальше — больше…
К «воспоминаниям» приложили руку и перо литераторы:
- Рудольф Эрих Распе — «Приключения барона Мюнхгаузена», в книге, адаптированной для детей в СССР серии «Золотая коллекция детства», Мюнхгаузен обозначен без буквы «г» — Мюнхаузен;
- Готфрид Август Бюргер — «Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и веселые приключения барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей»;
- Генрих Шнорр — «Дополнения к приключениям Мюнхгаузена»;
Н. П. Осипов — «Не любо — не слушай, а лгать не мешай».
Это все только прижизненные издания о бароне. А сколько их появилось позже — в общем за 304 года и в разной форме — постановок, гравюр, картин, почтовых марок, рассказов, публицистических и даже научных исследований по творчеству литераторов-авторов произведений о Мюнхгаузене… И не сосчитаешь!
В том числе поэтому искусство — по авторскому определению — это невозможность добиться устойчивой повторяемости опыта, и в случае с литературным «наследием» барона Мюнхгаузена это определение вполне оправданно.
Конечно, желательно различать подлинную историю жизни барона Мюнхгаузена с ее отчасти трагическим концом — от истории литературного героя и вымысла, связанного с ней. Причем, по свидетельству современников, настоящий барон был патологически правдив. В боевых действиях с турками участвовал, штаб-ротмистром на русской службе много лет был…
Кстати, интересно знать:
- В медицинской практике есть понятие «синдром Мюнхгаузена». Это не о вранье, а о пациентах, настолько озабоченных собственным здоровьем, что они «ходят по врачам», рассказывая о странных ощущениях-недомоганиях, и непременно хотят быть здоровыми всегда и абсолютно.
- А специалисты рекрутинговых агентств на своем опыте знают «синдром Мюнхгаузена» с другой стороны — как непроверяемые «байки» кандидатов на вакантные позиции.
А теперь скажите, так ли уж был плох «литературный барон Мюнхгаузен» и всегда ли он врал? И тут не все однозначно… Несомненно, настоящий барон был достойным, ответственным, мужественным и разносторонним человеком, с чувством юмора. Так, заявление на развод со второй женой барон в возрасте 75 лет написал на 86 страницах, но его труд не был удовлетворен.
Реальный барон Мюнхгаузен прожил интересную жизнь длиною в 76 лет. А литераторы лишь отчасти приукрасили образ героя; как же без этого — такова творческая автономия авторов.