Ну, не знаю… Любое мнение — субъективно. Лично я ничего плохого за те 90-е сказать не могу. Да, спорить не буду. Тяжело было. Зарплату на рыбокомбинате рыбными консервами выдавали. Но… В то же самое время, практически всё (или очень многое!) зависело конкретно от тебя. Да, будешь сидеть на пятой точке, ныть и жаловаться на жизнь — так и жизнь у тебя тогда будет такая же, как в том самом плаче Ярославны. И ждать от неё чего хорошего… Даже не стоит.
Но разве нас учили ждать?! Как в свое время товарищ Мичурин говорил о тех же милостях? Не надо, мол, их ждать. Брать их нужно. А чтобы взять — вставай и делай.
Вот и в 90-е… Вставай с пятой точки. Делай то, что умеешь. А не умеешь — учись. И снова делай. Делай здесь, там, а плюсом… Ещё и в другом месте.
Вот я и старался, делал. Тем более, директор рыбокомбината тому не препятствовал. Есть силы и здоровье — подрабатывай по совместительству там, где живыми деньгами башляют. И тебе хорошо, да и предприятию не в убыток. Тот опыт, который ты на работе по совместительству получишь, он ведь и на родном производстве аукнется. Обязательно аукнется!
Помимо прочего, сотрудничал я в свободное от основной работы время с ребятами, которые специализировались на поставках в Карелию финского шоколада «Фазер». Помните такие, не стандартные, огромные (на 200 граммов) плитки разного цвета — синего, коричневого, желтого, фиолетового? Темный шоколад, молочный, белый… С фундуком, миндалем, изюмом…
Уж не знаю, сколько видов этого шоколада «Фазер» в самой Финляндии, а ребята таскали в Петрозаводск разновидностей шесть-восемь. Мне больше всего нравился синий — с изюмом и дробленым фундуком.
В общем, для меня тогда никаких проблем с этим «Фазером» не было. Сколько хочешь, столько и бери. Но мне много ли надо? Новый год на носу. Пару плиток. Каждому из мелких в подарочный пакет положить. Я и положил.
И вот… Бой курантов, вручили мы с супругой малышне подарки. Они, радостные такие, побегали немного с ними по квартире и… На улицу, на улицу! На ёлочку, что у универсама уже с зажженными огоньками стоит, посмотреть, полюбоваться, а потом найти тихое местечко… Вон, на стадионе, за школой! Да, нормально, принимается. Вот там и подожжем разные имеющиеся у нас в наличии бабахалки-фейерверки.
Вышли, прошлись, полюбовались, встретившихся друзей поздравили… Подожгли, бабахнули свои, посмотрели, как чужие в темном небе разными красивыми огоньками раскрываются. Ну, что? Не замерзли ещё? А то… Пора и домой!
Пришли, младшая сразу — я, мол, спать. Ну, а мы чай организовали. Под него старший приволок свою шоколадку, раскрыл: это папе к чаю, это маме.
Мама и вспомнила, что шоколадки-то… Две было! И вторая — другого цвета. Соответственно, не такая, как эта. Вспомнила и кричит:
— Анечка… Анечка, вот, Костя дал нам с папой своей шоколадки. А ты?
А в ответ… Как в том фильме… Ти-ши-на. Маму, да и меня, это заинтриговало. Не должна была уснуть. Что молчит-то? Пошли к ней в комнату:
— Аня…
А она смотрит на нас и молчит.
— Аня… Тебе что, для папы и мамы шоколадки жалко?
— Нет, не жалко, но…
— Если не жалко, никаких но. Доставай. Мы по маленькому кусочку отломим. Просто попробовать.
— Не могу достать.
— Почему?!
— У меня её нет.
— Как нет? Потеряла, что ли, когда мы на улицу ходили?
— Нет, не потеряла. Я её съела.
И показывает обрывки упаковки и фольги.
Как мы тогда перепугались! Вот такенная шоколадка и… Всю за раз съесть! Точно, аллергия будет. К утру всю обсыплет, температура подскочит…
Нет, слава Богу, пронесло. Все для всех прошло бесследно. Никакой аллергии не было. Но до утра и часть следующего дня мы, конечно, переживали. Чуть ли не каждый час всего ребенка внимательно осматривали: начало высыпать, ещё нет? Ну, значит, скоро начнет…