Одно из важных отличительных свойств этикета в дорожном движении — вежливость. Практические действия, физические реакции (за рулем и не только) — всегда отражение эмоционального фона человека. Потому что мозг настроен и принимает решение задолго до поступка. Недовольный человек психически напряжен, подобен кулаку: он грозен, но долго сжимать кулак невозможно, нужна разрядка. По аналогии с тем, что сжатая рука наносит лишь подобие удара.
Очень помогает сарказм по отношению к себе и юмор. Вспоминайте смешные истории, тренируйте память и введите их в привычку. Поддержание эмоционального здоровья прямо связано со здоровьем физическим. К примеру, чтобы наколдовать хорошее настроение на день, и не только жарким летом, помогают обливание холодной водой, контрастный душ или плавание — по утрам.
Из объяснения поведенческих проявлений следует, что «счастливый пытается осчастливить (весь мир, в том числе другого участника движения), а обиженный — обидеть». Это правило универсально. Поэтому вежливого водителя видно всегда: у него хороший эмоциональный фон, даже если он торопится.
Известен способ, как определить сдержанность и хладнокровие будущего спутника жизни: покатайтесь с ним в машине, понаблюдайте. Человек с выраженной экспрессией в характере, с условно нетерпимой к недостаткам других харизмой обязательно проявляет себя в дорожной обстановке — она как тест, лакмусовая бумажка. Такой водитель показывает жесты, сигналит, ведет себя агрессивно, кричит, ругается, оскорбляет других. И при этом вовсе небезупречен в части собственного поведения при соблюдении ПДД. Соответственно, такие его качества будут проявляться и в жизни, вне автомобильной дороги.
История из жизни. Недавно по лесной дороге я ехал на родник, чтобы заполнить 10 банок для кулера (18,9 л) чистой водой. Навстречу мне двигалась автомашина, вероятно, побывавшая в лесу с теми же целями. Я выбрал безопасное место и съехал с дороги, пропустив ее. Потаскав при очень жаркой погоде наполненные банки от родника до машины, я поехал обратно, и в том же месте мне уступила дорогу другая машина, следовавшая по лесной дороге. Так хорошее всегда возвращается сторицей.
Нужно стремиться к здоровому эмоциональному фону. Чтобы снизить раздражительность (по любому поводу), важно поддерживать хорошую физическую и эмоциональную форму.
Нет водителя или пешехода, не нарушавшего ПДД. Чтобы приблизиться к практическому воплощению вежливого участника дорожного движения, необходимо практиковать собственное критическое мышление. То есть понимание, что вы главный — только для самих себя. Все другие считают себя не менее главными.
Поможет на дороге и знание психологии общения. Человек (особенно в наше турбулентное время) даже с выдающимися морально-деловыми качествами постоянно готов к самозащите, к нападению (на него), к противодействию. Нужен только повод… Поэтому условно вежливый человек всегда вызывает уважение.
Примерно, как описанный в книге одного из основателей теории общения случай. Налетел ветер, и человек, идущий по дороге, закутался в плащ. Пошел дождь, и он еще крепче спрятался в одежду, надел капюшон. Но когда вышло солнце, он снял с себя добровольно и плащ, и шапку, и рубашку, греясь в тепле (Д. Карнеги. «Искусство завоевывать друзей, оказывать влияние на людей, эффективно общаться и расти как личность»).