Обычно составлением расписания занимается завуч школы или деканат отдельного факультета колледжа или вуза. Бывает, что эту работу выполняет отдельный сотрудник — методист учебной части. Итак, из чего же складывается расписание и почему оно бывает таким странным?
И в школах, и в вузах начинают выстраивать расписание с учителей иностранных языков. Даже если во всех группах или классах изучается один язык, для занятий классы и группы делят на подгруппы. И если в 5"А" учитель Иванова ведет урок в паре с Петровой, то в другом классе она запросто может оказаться в паре с Сидоровой, а та еще с кем-то. Тот же принцип пары касается и учителей технологии — у мальчиков и девочек разные подгруппы. Но часов технологии меньше, чем иностранного языка, и предмет изучается меньшее количество лет. Поэтому с ними попроще.
Далее — занятость классов и аудиторий. Понятно, что математику или географию можно провести в любом кабинете, если кабинет этого предмета занят. А вот для химии, биологии, физики чаще всего нужен специально оборудованный кабинет. Особенно это касается колледжей и вузов. То же самое происходит и с занятостью спортивных залов, даже если их несколько. Поэтому часы по данному предмету нужно встроить не только в почасовой план класса и график педагога, но и в график занятости классов и аудиторий.
В вузах и колледжах, по нормам, у преподавателя не может быть более 3 пар (6 академических часов) лекций. Семинары и практические занятия — могут быть.
Еще одно понятие — «окно». У групп и классов их быть не должно, если только группе не нужно переместиться в другой корпус вуза, расположенный в другом месте, в тот же день. А вот у преподавателей эти «пустые» уроки и пары бывают. Конечно, при составлении расписания стараются максимально сократить их. Но учитывая, что в итоге выстроить всем классам и педагогам все идеально — невозможно, приходится иногда ставить эти «пустые» часы. Но и их не должно быть слишком много, чтобы учитель не сидел весь день на работе ради трех уроков.
Также многие преподаватели среднего и старшего звена работают в разные смены, поэтому, например, у учителя могут оказаться 2 последних урока первой смены и 2 первых — у второй. Или, чтобы педагог с не очень большим количеством учебной нагрузки не ходил в школу/вуз ежедневно ради 1−2 уроков, могут поставить классу 2 дня подряд определенного предмета, по 2 урока в один день.
Разумеется, важен баланс не только для педагогов, но и для учащихся. Поэтому нельзя поставить 2 урока русского языка и 2 урока литературы в одном классе в один день. Или в один день поставить 4 урока, а в другой 7.
Также бывают среди преподавателей совместители. То есть они работают еще где-то в другие часы. Чаще всего это встречается в колледжах и вузах, но иногда и в школе. Если основное место работы — именно другая организация, то учебное заведение подстраивает его часы под этот график. Поэтому, например, преподаватель газоснабжения вполне может появляться только в субботу или только во вторник после 15 часов.
По возможности в вузах и школах стараются не ставить первые и последние уроки и пары родителям детей-дошкольников, родителям-одиночкам, пожилым педагогам или живущим в отдаленном районе. Завучам, директорам, ректорам, деканам подстраивают учебные часы под график Ученого совета, педсовета
В некоторых вузах физкультура выносится не на отдельные пары, а под нее резервируется весь день, если нужно отдельно ездить в спорткомплекс вуза или на стадион. Также если в вузе есть военная кафедра, то для ее посещения освобождается для всей группы целый день.
Расписание не всегда устанавливается сразу на весь учебный год или семестр. В колледжах, где производственная практика проводится не летом, а в течение учебного года, на нее закладываются определенные дни или недели. Поэтому в таких учебных заведениях расписание может составляться каждую неделю.
Именно поэтому порой учитель сидит 1,5 часа за проверкой тетрадей в школе, между уроками, а у какого-то класса физика два дня подряд.