• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

80-летие Воркуты. Что пожелать городу и его жителям?

80 лет тому назад, 26 ноября 1943 года, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку Воркута был присвоен статус города. Хотя… Какой там город с населением в 7 (семь) тысяч человек?! Но мал золотник, да дорог!

Ещё как дорог! А чтобы это понять, нужно вспомнить, что уже к концу октября 1941 года немецкие и итальянские войска вошли в Сталино (так тогда назывался Донецк). И… Началась продлившаяся почти два года оккупация Донбасса.

В ходе боевых действий осенью-зимой 1941 года было разрушено подавляющее большинство шахт Московского угольного бассейна. Соответственно, к концу этого года страна стала испытывать дефицит каменного угля, особенно коксующегося, без которого невозможна выплавка столь необходимого для оборонной промышленности металла.

И спасти положение могло только быстрое освоение месторождений Воркутинского угольного бассейна, который расположен куда ближе Кузбасса. Да и уголь там по своему качеству не уступает донецкому. Вот только как его перебросить из Заполярья в центральные районы страны?!

Типичный жилой квартал Воркуты
Типичный жилой квартал Воркуты
Фото: Anton Obolensky, по лицензии CC BY-SA 2.5

Для этого нужно было в экстренном порядке ускорить начавшееся ещё в 1937 году строительство железной дороги Котлас—Воркута. И на этот участок страна бросила все имевшиеся у неё силы и ресурсы.

Чтобы понять важность этой стройки, на мой взгляд, достаточно упомянуть один факт: осенью 1941 года в срочном порядке были демонтированы и переброшены из Москвы под Печору (в пос. Кожва) металлические конструкции Дворца Советов, возведение которого началось ещё до войны.

Но и этого оказалось недостаточно. Поэтому часть опор железнодорожного моста через Печору сделали… деревянными. Именно этим объясняются и разные длины пролетных строений этого моста: от 33 до 88 метров.

Но, несмотря на все эти трудности с завершением строительства последнего участка Кожва—Воркута, уже 28 декабря 1941 года открылось рабочее движение по железной дороге на Воркуту. Правда, «завершение строительства» — это очень сильно сказано. Мост через Печору ещё не был сдан в эксплуатацию, и первые грузовые составы со столь нужным стране каменным углем пошли по наведенному по льду реки временному деревянному мосту-понтону.

Но так или иначе в конце декабря 1941 г. воркутинский уголь пошел, как говорят жители Заполярья, на «Большую Землю». И «Земля» по достоинству это оценила: не прошло и двух лет, как Воркута, имея официальную численность населения в 7 (семь!) тысяч человек, стала городом. И началось её поступательное и успешное развитие.

Горный колледж в Воркуте
Горный колледж в Воркуте
Фото: Anton Obolensky, по лицензии CC BY-SA 2.5

К тому времени, когда в самом конце 70-х я уезжал из города в «большую жизнь», его население достигло уже более 100 тысяч человек. На своем пике, в 1991 году, Воркута насчитывала 116 тыс. жителей.

А потом начался спад. Стали закрываться шахты, работы становилось все меньше и люди… Люди стали потихоньку уезжать на «Большую Землю». Кто куда мог. К родным, знакомым, просто в никуда.

Сегодня Воркута считается не только самым восточным городом Европы, но и является общероссийским городом-лидером по сокращению численности населения и её темпам. По последним данным, в 2021 г. в Воркуте проживало 56,9 тыс. человек.

Грустная статистика. И не только она. Последний раз в Воркуте я был в декабре 2009 г. Мама сломала руку. И ранним утром, выскочив из Петрозаводска, я к вечеру доехал до Вологды, бросил свою девятку у церкви Сретенья — того самого общежития курсов повышения квалификации работников культуры Администрации Вологодской области, в котором прожил все шесть лет, будучи студентом-заочником, приезжая на сдачу экзаменов и зачетов зимней или весенней сессии… Бросил машину, впрыгнул в скорый Москва—Воркута и поехал в родной город, чтобы забрать оттуда маму.

Сухой остаток от той поездки: я не узнал Воркуту. Когда-то это была «Заполярная кочегарка». Шахты и шахтеры, уголь были основой города. А тогда, в 2009-м… Шахтеры, ау! Где вы? И в Воркуту, и из Воркуты в одном купе со мной ехали исключительно газовщики. На вахту или с неё.

Даже полис обязательного медицинского страхования, который нужно было выправить, чтобы в травмпункте Воркуты забрать мамины документы, мне выдали в дочерней структуре «Газпрома» — страховой компании «Согаз». Только на прием к травматологу, опять же в одной очереди со мной, сидели либо уже выздоравливающие, либо только что прошедшие через ту или иную аварию шахтеры.

И все объяснялось, как обычно, до обидного просто: если раньше вахтовиков перебрасывали на Ямал из Сургута, то после того, как тамошний авиаотряд поднял цены на пассажирские перевозки, газпромовское начальство переориентировалось на Воркуту, авиаотряд которой запросил вдвое меньше, чем их сургутские коллеги.

Герб Воркуты
Герб Воркуты
Фото: Hellerick, по лицензии CC BY-SA 4.0

Красноречивая черточка. Не только авиаторы, но и шахтеры были готовы работать за самый мизер. Только бы была работа, за счет которой можно было продержаться на каком-то минимуме и не уезжать из того города, к которому прикипел и душой, и сердцем…

Единственное, что обнадеживает, так это то, что в начале 2022 года у АО «Воркутауголь» поменялся собственник. «Северсталь» продала одну из крупнейших угледобывающих компаний России долларовому миллиардеру из списка Forbes Роману Троценко, советнику президента «Роснефти» Игоря Сечина, и экс-главе инвесткомпании А1 Андрею Тясто.

И судя по информации, что доходит до меня из тех или иных пабликов, время от времени встречающихся в Сети, новые собственники и руководство «Воркутаугля» стремительно поворачиваются лицом к городу, его жителям и их проблемам. Высаживаются новые деревья (ели, сосны), реконструируются старые памятники и стелы советских времен, выпускникам 11 классов предлагается получить качественное горное высшее образование. Последнее, на мой взгляд, особенно важно. Те люди, которые сейчас взяли на себя ответственность за настоящее города, начинают думать о его будущем!

Флаг Воркуты
Флаг Воркуты
Фото: Hellerick, по лицензии CC BY-SA 4.0

И в этом я солидарен с ними. Уверен, что у Воркуты есть будущее: город был, есть и… будет. Обязательно будет! Современным, красивым, с комфортными условиями жизни. И молодежным. Очень хочется, чтобы на улицах этого красивого города было как можно больше таких же красивых мамочек с детскими колясками. Дети — не только цветы нашей жизни, но и наше будущее.

И потому в этот праздничный… А он, действительно, праздничный, ведь 80 — это солидная для Воркуты дата! Очень хочется в этот день пожелать родному городу: расти, родной, процветай и пусть всегда на твоих улицах и в домах не смолкает многоголосый и счастливый детский смех. Воркуте — быть!

И пусть не мы, кто-то иные, но верю — они обязательно отметят и 100, и 150, и 200 лет «Заполярной кочегарки». А когда будут отмечать, кто знает… Может, вспомнят и нас — воркутян и воркутинок XX-го. Представляете, уже… прошлого века! Вспомнят тех, кто помнит Воркуту ещё молодой, когда ей не было и сорока.

Статья опубликована в выпуске 26.11.2023
Обновлено 27.11.2023

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: